Овечкина Ирина Станиславовна
Космизм и русское искусство первой
трети XX века.
Специальность:
24.00.02 - Историческая культурология.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации
на соискание ученой степени кандидата культурологии
Краснодар
1999
Работа
выполнена на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного
университета культуры и искусств
Общая характеристика работы.
Актуальность
исследования.
Современное
состояние российского общества, его проблемы заставляют нас пересмотреть свои
духовные и мировоззренческие идеалы.
На
наших глазах происходит ломка старых представлений о мире и возникает новое
отношение к нему. Идут активные процессы переоценки ценностей, которые
протекают достаточно бурно. В одних случаях они приводят к озлобленности и
неверию, в других - катализируют
стремление к высшим идеалам, к поиску новых подходов в оценке духовного
наследия.
Возникает
интерес к различным философским, религиозным учениям, прошлым культурным
ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой
интеллигенции России рубежа XIX - XX
веков.
Интеллектуальный
климат России начала XX века во многом
определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в
русле напряженных поисков истины о мире и человеке и представляют особый
интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного
общества. В определенных параметрах идеи космизма стали доминантой глобальной
идеологии XXI столетия.
Русский
космизм актуализирует проблему, теснейшим образом
связанную с философией единства, которая в искусстве перерастает в идею
синтеза. Она принадлежит к числу наиболее ярких проявлений русской культуры
конца XIX - начала XX века и напрямую соприкасается с мировоззренческим обоснованием
целостной картины мира.
Актуальность
синтеза искусств обостряется на протяжении последних десятилетий XX века, а теории художественного синтеза,
основываясь на единстве общего и особенного, приобретают широкое универсальное
значение. Это обусловлено преодолением разрыва между духовным и материальным в
жизнедеятельности человека, стремлением гармонизировать социально-исторические,
этико-психологические и художественно-эстетические
искания культуры и искусства «
серебряного века».
Художественный
синтез выступает главным формообразующим принципом
в искусстве и тесно связан с концепциями русского космизма
вообще и творчеством С.П.Дягилева, в частности.
Степень изученности проблемы и источники
исследования. Обращение к русскому космизму
как феномену мировой культуры нашло отражение во многих областях знания.
Первые
значительные теоретические исследования в этой области появились в античной
космологии и древнегреческой философии. В них идея взаимосвязи между миром
человека и миром природы служила мировоззренческим основанием исторического
развития научной картины мира,' где космос
понимался как объективное начало, а человек был его неотъемлемой частью,
растворенной в нем.
Отношение
к природе, противостоящей человеку, стало актуальной для научной мысли эпохи
Возрождения и Нового времени. Постепенно формируются такие направления, как
космология, изучающая определенный миропорядок и мироустройство, и космогония,
рассматривающая происхождение мира и его эволюцию^
Связь
человека со Вселенной и изучение мира как органической цельности - важнейший доминирующий принцип философии Ф.Шелленга, И.Канта, А.Шопенгауэра,
Ф.Ницше, Г.Зиммеля,
Х.Ганслика, Ж.Гюйо, Г.Фейнера, Тейяр
де Шардена, Э.Ласло, Э.Фромма, О.Шленглера, К.Ясперса, П.Сорокина^
' Платон. Диалоги/Сост. А.Ф.Лосев.-М.,1986;
Аристотель. Сочинения.-М..1981.
^ Космология: Теория и наблюдения. -М.,1978. •" Шеллинг
Ф. Сочинения: В 2т. -М.,1987.-Т. 1; Кант
И. Собрание сочинений:В 8 т.-/Под общ. ред.проф.
А.В.Гулыги,- М., 1994; Шопенгауэр
А. Мир как воля и представление//Собрание
сочинений: В 5т.-М.,1992.- Т 1; Ницше Ф.
Сочинения: В 2т. -М.,1996; Тейяр де Шарден. Феномен человека.
-М.,1987; Фромм Э.Душа
человека.- М., 1993; Шпенглер О. Закат Европы: В 2т. -Новосибирск, 1993; Шпенглер
О. Человек и техника//Культурология XX век:Антология.- М.,1995; Ясиерс К. Смысл и назначение истории. -М.,1991; Сорокин П.
Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.
Фундаментальные
изменения философских взглядов в теории русского космизма заложены в творчестве
Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова
и других.'
Осмысление
религиозно-мистической связи человека и космоса можно найти в трудах Е.Блаватской и Н. и
Е.Рерихов.^
Идеи
активной эволюции русского космизма исследовались К.Э.Циолковским,
В.И.Вернадским, А.Л.Чижевским, А.К.Горским, Н.Сетницким \ а
так же А.Ф.Лосевым, Л.Н.Гумилевым, М.М.Бахтиным^ и другими.
Философия
русского космизма нашла глубокое отражение в художественной культуре
«серебряного века», в таких ее направлениях, как символизм, акмеизм, футуризм и
других.
' Федоров Н.Ф. Сочинения. -М., 1982;
Соловьев B.C.
Россия и Вселенская церковь. -М., 1991; Соловьев B.C. Сочинения: В 2т.
-М., 1988;
Соловьев B.C. Чтения
о Богочеловечестве// Соловьев B.C. Сочинения.- М., 1989.- Т.2; Бердяев Н.А. Самопознание. -М.,1991;
Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. -М..1994;
Бердяев Н.А. Смысл истории.- М.,1990; Бердяев
НА. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX
века/ / О
России и русской философской культуре. -М.,1990. -С.43-271; Карсавин
Л.П. Религиозно-философские сочинения. -М.,1992.-T.I; Карсавин Л.П. София земная и горняя//Вопр. философии. -1991.- №9.-
С. 175-189; Флоренский
П.А. Столп и утверждение истины//Флоренский П.А. Сочинения.
-М.,1990.-Т.1;
Флоренский П.А. У водоразделов мысли//Флоренский
П.А. Сочинения.-М.,1990.-
Т.2; Флоренский П.А. Оправдание космоса/Сост.,вступ.ст. и прим. К.Г.Исупова. -СПб.,1994; Булгаков С.Н. Философия хозяйства/ Сергей Булгаков.-Нью-Иорк,1982; Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения
православной церкви.- М.,1991.
^Блаватская Е.П. Тайная доктрина.-М.,1992;
Рерих Н.К. Держава света; Священный дозор.- Рига, 1992;
Рерих Н.К. Человек и природа. -М., 1994; Рерих Н.К. Об искусстве. -М.,1994; Рерих Н.К. Листы дневника.-М.,1995.-Т.1; Письма
Елены Рерих.-Рига, 1940.
'Циолковский К.Э. Воля
Вселенной. Неизвестные разумные силы/Очерки о
Вселенной. -М.,1992; Циолковский. К.Э.
Космическая философия// Грезы о земле и небе.
-Тула,1986; Циолковский К.Э. Монизм Вселенной//
Очерки о Вселенной. -М.,1992; Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.-М., 1991;
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. -М.,1988; Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. -М.,1976; Чижевский А.Л. Солнце и мы. -М.,1963; Горский А.К.,
Сетницкий Н.А. Сочинения. -М.,1995.
* Лосев
А.Ф. Античный космос и современная наука//Бытие - имя -
космос. -М.,1993; Лосев А.Ф. Философия, мифология,
культура. -М.,1991Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М„ 1988; Гумилев Л.Н.
От Руси к России: Очерки этической истории. -М.,1992;
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.
-М.,1965.
Особенно
явно это прослеживается в поэтическом творчестве А.Блока, А.Белого, А.
Ахматовой, М.Цветаевой, К.Бальмонта, В.Брюсова,
М.Волошина, Н.Гумилева, Вяч.Иванова, А.Мандельштама,
Ф.Сологуба, В.Хлебникова; в живописном искусстве
М.Врубеля, Б.Борисова-Мусатова, В.Н.Чекрыгина, К.А.Коровина, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, П.Н.Филонова, В.Е.Татлина, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, М.Ф.Шагала; в музыкальных произведениях А.Н.Скрябина, Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Глазунова, С.Н.Танеева, С.С.Прокофьева, С.В.Рахманинова,
И.Ф.Стравинского; в балетных постановках М.М.Фокина и В.Ф.Нижинского.
Современное толкование философских, эстетических и
культурологических основ русского космизма мы находим в исследованиях Н.К.Гаврюшина, Ф.И.Гиренка, А.А.Гачевой, Л.И.Василенко, В.Н. Дуденкова, О.А.Куракиной, В.Н.Демина,
В.П.Селезнева, Ю.В.Линника, С.Г.Семеновой, Т.Е.Савицкой, С.С.Хоружего и других.'
' Гаврюшин
Н.К. Из истории русского космизма//Труды V и VI чтений. К.Э.Циолковского. -М.,1972. -С.104-106; Гиренок Ф.И.
Русские космисты.
-М., 1990; Гачева А.А. Русский космизм и вопрос об искусстве/ / Философия
бессмертия и воскрешения: По материалам VII
Федоровских чтений. Вып.2. -М.,1996.-С.5-63;
Василенко Л.И. Космизм и эволюционизм в русской
религиозно-философской традиции//Философия русского космизма.-М.,1996.-С.290-301;. Дуденков В.Н. Русский космизм. Философия
надежды и спасения. -СПб.,1992; Куракина О.Д.Русский космизм как социокультурный феномен. -М.,1993; Демин
В.Н. Русский космизм: от истоков - к взлету//Вестник Моск.ун-та. Сер.7. Философия.-1996. -№ 6.-
С. 3-18; Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам
быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра.-
М., 1993; Линник Ю.В.
Русский космизм и русский авангард. -Петрозаводск, 1995; Семенова С. Николай Федоров- М.,1995; Русский космизм: Антология философской мысли/Под ред. С.Г.Семеновой. -М. ,1993; Савицкая Т.Е. «Русский космизм»;
Культурологический портрет в ракурсе современности (по материалам отечественных
публикаций начала 90-х годов)//Культура в
современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф.сб.Вып.б. -М.,1996. -С.64-78;. Хоружий С.С. Философский процесс в России
как встреча философии и православия//Вопр.
философии. -1991.-№5 -С.26-57.
Связь
художественной культуры рубежа веков с идеями русского
космизма позволяет полнее понять эстетическое кредо такого
философско-культурологического явления, как «серебряный век», его неповторимое
своеобразие духовных исканий. Об этом писали С.С.Дмитриев, Б.В.Емельянов,
А.И.Новиков, Г.Ю.Стернин, Д.В.Сарабьянов, И.В.Кондаков, Л.А.Рапацкая, М.Г.Эткинд и другие.'
Вопрос
о природе синтеза искусств как художественного феномена, о причинах неизменного
стремления к интеграции различных искусств и условиях возникновения целостного
произведения получил отражение в публикациях последних лет. Попытка
систематизации проблемы единения, цельности и Космоса осуществлена в работах
К.И.Володиной, Е.И.Кириченко, В.П.Толстого, Д.О.Швидковского^.
Научную
ценность для данного исследования представляют интереснейшие работы В.В.Абашева, Ю.А.Бахрушина,
' Дмитриев С.С Очерки русской
культуры начала XX века. -М., 1985; Емельянов
Б.В., Новиков А.И.
Русская философия серебряного века: Курс лекций. -Екатеринбург, 1995; Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века.
-М.,1996; Сарабъянов Д.В.
История русского искусства конца XIX -
начала XX века. -М.,1993; Сарабъянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. -М., 1989; Стернин Г.Ю.
Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX
веков. -М.,1970;. Стернин
Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX
века. -М., 1971);
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х
годов. -М., 1988;
Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной
истории Серебряного века.-М., 1996.
^ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы.-М.,1995; Ковтунов В.В.
Истина в искусстве: Русский мистицизм в системе мироздания Востока и Запада.-М., 1992; Картины мира в искусстве XX века. Штрихи к портрету эпохи.-М., 1994; Художественные модели мироздания.
Взаимодействие искусств в истории мировой культуры.-М.,1997. -Кн.1.
*Володина Т.И. Модерн:
проблемы синтеза искусств//Худ.модели мироздания.
Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. -М.,
1997. -Кн.1.-С.261-276; Кириченко Е.И. Русская идея
синтеза искусств (Н.Ф.Федоров, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский)//Картины мира в искусстве XX
века. Штрихи к портрету эпохи. -М„
1994.-С. 17-41; Толстой В.П. XX век. Итоги и каноны//Там
же.-С.5-16; Толстой В.П., Швидковский Д.О.
Синтез пространственных искусств как образ мироздания//
Худ.модели мироздания. Взаимодействие
искусств в истории мировой культуры. -М., 1997.-Кн.1.-С.5-18.
М.Волошина,
М.В.Гаевского, Ю.Я.Герчука, С.В.Голынец, Н.В.Давыдовой, Г.Н.Добровольской,
И.С.Зильберштейна, В.М.Красовской, Б.В.Кондакова, Ф.В.Лопухова, Э.В.Пастона, Н.Л.Приймак,
Н.Соколовой, А.Соколова-Каминского, Е.Я.Суриц и других.
Взаимосвязь
балетного искусства и идей русского кос-мизма нашла свое специфическое
воплощение в «Русских сезонах» и «Русском балете» С.П.Дягилева и специально
изучалось Б.В.Асафьевым, А.Н.Бенуа, С.М.Волконским,
А.Я.Головиным,
И.Э.Грабарь, С.Григорьевым, М.В.Добужинским, Т.П.Карсавиной,
М.Ф.Ларионовым, С.Лифарь, А.В.Луначарским, С.К.Маковским, М.В.Нестеровым, Р.Нижинской, В.Ф.Нижинским,
К.Петровым-Водкиным, А.П.Остроумовой-Лебедевой,
А.А.Рыловым, Н.К.Рерихом, И.Ф.Стравинским, В.А.Теляковским,
М.М.Фокиным, Ф.И.Шаляпиным, В.Ходасевич.^
Самостоятельную
группу источников составили материалы журналов: «Вопросы философии», «Дружба
народов», «Слово», «Вестник Московского университета», «Балет». «Театр»,
«Советский балет», «Музыкальная жизнь».
Среди
других источников, следует отметить эпистолярное творчество различных философов
и представителей искусства, их дневниковые записи, автобиографии, материалы
личных архивов.
Время
Дягилева. Универсалии серебряного века: Третьи Дягилевские чтения: Материалы.ВыпЛ./Сост. .В.Абашев.-Пермь,1993; Волошин М. Лики
творчества. -Л.,1988;
Сергей Дягилев и русское искусство: Ст., откр., письма, интервью, переписка:
Современники о Дягилеве:В
2т-/ Сост., авт. вст. статьи и комментарии И.С.Зильбернштейн, В.А.Самков.
. -М.,1982; Красовская В.М. Русский
балетный театр начала XX века: В 2 т.-Л., 1971-72; Соколова Н.
Мир искусства. -М.-Л., 1934; Суриц Е.Я.
Балетное искусство//Русская худ.культура конца XIX- начала XX века(1908-1917): В 4 кн. -М.,1977.-Кн.З.-С.341-364;
Сергей Дягилев и художественная культура Х1Х-ХХ веков. Материалы первых Дягилевских чтений. -Пермь, 1989. ^Асафьев
Б.В. Кнкга
о Стравинском. -Л.,1977;
Бенуа А.Н. Мои
воспоминания: В 5кн. -М.,1993; Бенуа А.Н. Возникновение «Мира искусства». -М.,1994;
Григорьев С.Л. Балет Дягилева. 1909-1929. -М.,1993; Лифарь С. С
Дягилевым. -СПб.,1994;
Нижинская Р. Вацлав Нижинский. -М..1990; Фокин М.М. Против течения. -Л.,1981.
Охарактеризованная
источниковедческая база, с одной стороны, и отсутствие ее систематизации и
осмысления в рамках избранной проблемы, с другой, дали основание выделить
данную тему в специальное культурологическое исследование.
Хронологические рамки диссертации охватывают период
конца XIX первой трети XX века, время активного проникновения идей
русского космизма в культуру и искусство.
Объектом исследования стали космизм и русское искусство первой трети XX века.
Предметом
исследования выступает русский космизм в
контексте мировой и отечественной культуры, «серебряный век» как воплощение его
эстетического кредо и синтез искусств как объединяющее начало в творчестве
С.П.Дягилева.
Цели и задачи исследования. Основной целью данного
исследования стал анализ идей русского космизма в контексте искусства
«серебряного века».
В
процессе исследования выделены следующие задачи: - выявить определяющие черты формирования русского космизма как
составной части мировой и отечественной культуры;
- осмыслить философские, эстетические,
исторические, культурологические и другие аспекты развития русского космизма
как целостный концепции в культуре рубежа XIX -
XX веков;
- исследовать особенности взаимодействия и синтеза
искусств в художественной культуре «серебряного века» под углом зрения идей
русского космизма;
- изучить творческую деятельность С.П.Дягилева в
контексте идей русского космизма эпохи «серебряного века».
Методологической
основой исследования стали философские, историко-эстетические, культурологические положения,
связанные с идеями русского космизма в контексте современного знания.
При
определении различных трактовок термина «русский космизм» мы основывались на
двух подходах: сравнительном и системно-структурном; важное место занимал
комплексный подход, который включает философско-исторический, культурологический,
искусствоведческий, этнографический и другие методы познания действительности.
Это позволило более полно изучить синтез искусств, его взаимосвязь и
взаимообусловленность с русским космизмом и
творчеством С.П.Дягилева как ярчайшего представителя этой эпохи.
Основные научные результаты
и теоретическая новизна исследования заключается в том, что в нем:
- изложены наиболее значимые философско-культурологические
особенности русского космизма;
- дана трактовка "серебряного века" как
эстетического кредо русского космизма;
-определены
культурологические особенности русского космизма и отечественного искусства
рубежа веков;
-осмыслена культуротворческая
деятельность С.П.Дягилева под углом зрения ее непосредственной связи с
идеями русского космизма, эстетикой «серебряного века», стилевыми особенностями
отечественного модерна;
- проанализированы хореографические антрепризы
С.П.Дягилева в «Русских сезонах» и «Русском балете» как конкретное воплощение
идей русского космизма «серебряного века».
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования его основных положений и выводов в процессе
дальнейшей разработки данной проблемы, в преподавании курсов "История
отечественной культуры", "Теория и история хореографического
искусства" и других смежных курсов. Особое значение материалы диссертации
имеют при разработке учебных программ по теории хореографии.
Апробация результатов исследования. Идеи
и положение данного исследования нашли отражение в лекционной и
просветительской деятельности соискателя, в публикациях и научных статьях, а
так же в выступлениях на научно-практических конференциях: "Культура
Северо-Кавказского региона: наследие и современные проблемы" (Краснодар, 1996), "Проблемы и пути развития народного художественного творчества Кубани"
(Краснодар, 1997), "Развитие
социально-культурной сферы Кубани" (Анапа,
1998), лектории "Космонавтика и искусство" (1998-1999). Диссертация обсуждена на
заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного
университета культуры и искусств.
Структура
и объем исследования определены ее целью и задачами. Работа состоит из
введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.
Основное содержание работы.
Во Введении обоснованы актуальность, степень научной
разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи, определены объект и
предмет, хронологические рамки, исследованы источники, выделены научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, дан литературно-библиографический
обзор источников.
В первом разделе «Русский космизм в контексте мировой и отечественной культуры»
проанализированы философские и культурологические основы, исторические
предпосылки формирования русского космизма; рассмотрены различные определения космизма;
выделены основные направления исследования; прослежен процесс формирования идей
русского космизма в концепциях русской культуры и искусства «серебряного века».
Под
космизмом в диссертации понимается совокупность представлений о картине мира,
бытии человека в нем и их единстве, о связи микрокосма человека и макрокосма
природы, характере взаимосвязей в мироздании. Особенность космизма раскрывается
в научно-осмысленном, эмоционально-личностном и философско-эмпирическом
отношении к Космосу и Вселенной.
Представление
о космизме, космических закономерностях, которые
присутствуют в мире и человеке, ответственность человека за свою деятельность
существуют в любой культуре. С этих понятий начинается почитание природного и
божественного космоса в ходе исторического развития. Космизм -отличительная черта культуры, которая «космична» по своей сути. В этом аспекте
человек понимается как компонент Космоса и как этап его эволюции.
В
концепциях космизма мир трактуется как некое целое, соразмерное, многоплановое,
гармоничное, разумно устроенное, прекрасное, творчески-созидательное. Космизм
способен одухотворять и облагораживать природный мир и культуру человека,
содействовать его духовному росту. Созерцательное отношение и экстатически-религиозное переживание единства человека
и космоса уходят в глубокую древность и предполагают определенный путь
исторического развития.
Большое
значение в познании космизма имеют разработки этой
проблемы в западноевропейской философской и естественнонаучной литературе, где
отчетливо формируются новый взгляд на мир, идеи взаимосвязи и гармонического
отношения между людьми, человеком и природой, составляющие единое целостное
образование.
Идея
порядка и цельности Космоса укреплялась с каждым
новым достижением в науке и культуре. Она отождествлялась с художественной
гармонией, вызывала чувство соразмерности целого и его частей, проложила путь к
новому пониманию диалога человека с миром. В русской философской мысли эта
проблема получила наиболее полную эстетическую завершенность.
В
отечественной духовно-академической традиции космизм
выступает как «определенный внутренний принцип всей культуры космической эры»' и осознается в определениях искусства, этических
нормах и эстетических концепциях.
Доказательством
служит ощущение глубинной причастности человека к космическому бытию, мысль о
человеке как микрокосмосе, который вместил в себя природные, космические стихии
и энергии. Характерной чертой выступает стремление человека определить свое
отношение ко всему бесконечному во времени и пространстве.
Явление
русского космизма стало важной созидательной вехой в отечественной и мировой
культуре. Развитые им концепции о мире и человеке, его месте и назначении в
бытии и в истории наполнили сферу художественного творчества, литературу и
искусство новыми культурологическими идеями, оказали воздействие на
эстетические поиски периода конца XIX
^ Минеев В.В. К вопросу о понятии космизма//Русский космизм и Ноосфера: В 2-х ч. -М.Д989.-Ч.1.-С.59.
первой
трети XX века, обогатили духовные
традиции России, ее религию, философию, науку и искусство в их неразрывном
единстве, указывая место в общей картине синтеза.
По
определению П.А.Флоренского, особенностью русского
космизма является «человеческая деятельность в ее всеобщности, как
свидетельство существования целой реальности».' Она
утверждает такой взгляд на мир, при котором Вселенная и человек соизмеримы, а
душа и космос однопорядковые явления. Главная идея
русского космизма заключается в том, что космос естественен, а человек есть не
что иное, как органично связанная с ним частица.
В
данном исследовании русский космизм рассматривается как срез мирового
общекультурного целого, как определенная ориентация русской культуры, как
космическое миросозерцание. Он возникает на основе осмысления
социально-исторического, религиозно-мистического, художественно-эстетического
опыта эпохи «серебряного века» и становится новым мировоззренческим синтезом
философской и культурологической мысли России.
Исследование
доказывает, что процесс формирования научно-философского и этико-духовного синтеза в русском космизме основывается на следующих принципах:
- методологическом
- как синтезе духовных сфер;
- онтологическом -
как равной первичности двух сторон бытия, материи и мышления;
- нравственно-космическом - как высокой космичности законов нравственности;
- аномально-эвристическом - как необходимости изучения аномальных явлений, носящих
предупреждающий характер;
- культурно-эстетическом - как главном духовном источнике стремления человечества к Красоте^.
В
России русский космизм развивается по следующим направлениям:
религиозно-философском, естественнонаучном и
' Флоренский П.А. Эмпирия и эмпирея//Богословские
труды. -М., 1986. С6.27.-С.314.
^ См: Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М.Д993.-С.21.
литературно-художественном.
В диссертации выделены их наиболее важные аспекты: идея возрождения целостного
мира, взаимосвязь и единение человека и космоса, идея взаимного полагания рационального и нравственного начала
человека, идеал единства человечества как планетарной общности людей.
Главные
приоритеты всех направлений русского космизма
обусловлены синтезом науки и культуры, национальной спецификой и духовными
традициями.
В
трудах Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и других идеи
русского космизма определяют лик «серебряного
века», который получил название русского культурного и духовного Ренессанса. В
их творчестве идеи космизма приобретают открытый характер, соединяя новые
подходы, новые ценности, новое мировоззрение.
Исследование
проблемы показало, что философия русского космизма выступает в отечественном
искусстве не как четко сформулированная программа, а как свойство образов,
символизирующих всеобщие категории жизни, человечества, Вселенной. Религия и
наука, искусство и миф - не что иное, как
различные формы осуществления и развития идей космизма через их духовные
воплощения в человеке и построения целостной картины мира. В этом отношении,
следует обратить внимание на тот факт, что «космизм - особенно русский - никогда не выступает наукой в чистом виде. Он непременно и
психология, и религия, и поэзия, и искусство».'
Речь
идет об удивительном соотношении картин мира, которые формируются в недрах
культуры «серебряного века». В этот период философия русского космизма
принимает специфическую конфигурацию, создает свое интеллектуальное поле и
традиции, задает свои системы отсчета, свою иерархию ценностей и идейные
ориентации.
Эпоха
"серебряного века" «
сдвигает саму границу между природой и культурой, которая скрывает за собой
более
' Демин В.Н.
Русский космизм: от истоков - к взлету//Вестник Моск.ун-та. Сер.7. Философия.-1996.-№6.-С.4.
глубокую
реальность»,' и предлагает собственную интерпретацию
идей русского космизма в культуре и искусстве.
Таким
образом, русский космизм как особое течение философской и культурологической
мысли оказывается созвучным новациям и исканиям «серебряного века», его
представлениям о жизненных смыслах и идеалах, гармонизации человека и природы.
Русский космизм - богатое традициями
направление конца XIX начала XX веков, объединяет творчество не только
философов и естествоиспытателей, но и писателей, поэтов, художников,
композиторов вносит свой вклад в процессы взаимодействия и синтеза культуры и
искусства.
Второй раздел -
"Серебряный век" - как
воплощение эстетического кредо русского космизма" анализирует и
обосновывает содержание понятия "синтез искусств". Стремление к
целостности и синтезу стало характерной и центральной проблемой в историко-культурной ситуации рубежа Х1Х-ХХ веков,
преобладающей доминантой в философии русского космизма и искусстве «серебряного
века».
Синтез
искусств реализовал в нескольких модификациях заветную идею всеединства
философских, художественно-эстетических и религиозно-мистических исканий. Он
сблизил нравственное, творческое, философское начало с основополагающим
понятием красоты в искусстве.
Взаимодействие
и синтез искусств принадлежит к числу наиболее ярких проявлений культуры. Это
одна из «вечных» проблем художественного творчества, напрямую связанных с
мировоззренческими основами мировой художественной культуры. Сущность этого
феномена состоит в стремлении мастеров различных видов искусства создать
сложную, целостную структуру, способную полнее выразить обобщающий образ
эпохи, ее миропонимание.
В
истории искусств сложились следующие типы синтеза: синтез искусств как' возможность соединения различных искусств с помощью
усилия образной выразительности; синтез
' Эдкинд А. Содом и Психея: Очерки
интеллектуальной истории Серебряного века. –М.,
1996. -С. 215.
искусств
как особый тип художественного творчества, выступающий в виде группы
синтетических искусств.
Он
характеризуется слитностью и нерасчленностью отдельных видов художественного
творчества. В нем взаимодействуют и соединяются те разнородные элементы, с
помощью которых возникает новое явление в культуре и искусстве.
Основные
теории взаимодействия и синтеза искусств имеют широкое универсальное значение.
Они дают ключ к пониманию жизнеспособности любых сложных социальных структур,
служат сохранению их органичности.
Идея
синтеза искусств (Gesamtkunst) и целостного художественного произведения (Gesamtkunstwerk) получила философское и культурологическое осмысление в
трудах Р.Вагнера, Ф.Ницше, Ф.М.Достоевского,
Л.Н.Толстого, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского,
Е.Н.Трубецкого и других.
Русский
космизм разрабатывал концепцию храмового,
литургического синтеза искусств -
явления, подобного которому не существовало в Европе (Н.Ф.Федоров, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, В.Н.Чекрыгин,
Вяч.Иванов и др.). Он построен на единстве
церковного зодчества, росписи, ваяния, вокального и словесного искусства.
Основанием данной концепции стала идея обожествления, всеединства и Красоты.
Н.Ф.Федоров
неоднократно указывал на то, что литургический синтез искусств более
последователен, целостен и гармоничен. Он может быть обретен только тогда,
когда искусство в союзе с наукой станет на путь богочеловеческого,
воскресительного дела, реального миростроительства. В этом случае храмовое,
литургическое действо охватит всю вселенную. По убеждению П.Флоренского, в храме и храмовой
службе заключена предельная полнота синтеза искусств. В.К.Чекрыгин
провозглашает человека как "высший синтез живых искусств",
"он живая живопись, скульптура, архитектура, музыка".*
' Чекрыгин В.Н. - Лунину Н.Н. Вып. 2. -1976. -С.ЗЗО 07.02.1922//
Советское искусствознание.
По
мысли Н.А.Бердяева, в славянской традиции соборности и общности теургическое
искусство должно соединить германский дух музыки с духом латинской пластики.
Наиболее
полно вышесказанное выражено в теории синтетического искусства Вяч. Иванова. Он расширил основной
вопрос преодоления разрыва театра и жизни, сделал его достоянием народного
самосознания и самоопределения, обратил к действу. В своей концепции ученый
культивировал идеи Р.Вагнера, Ф.Ницше, Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, А.Скрябина
и других.
Таким
образом, русский космизм провозгласил идею синтеза искусств, которая стала
определяющей и отличительной чертой в творчестве философов-космистов и деятелей русской культуры.
"Единое искусство" сложилось как одна из эстетических моделей
искусства "серебряного века", в силу того, что синтезировало воедино
все качества художественной формы: картинность, музыкальности, театральность,
словесное оформление жизненных отношений, реальную пространственность архитектуры. Оно закономерно
переходило в собирательное отражение многообразия жизни.
Художественный
синтез - значительная черта отечественной
культуры и искусства. Он стал своеобразным каноном и духовным самовыражением
творчества М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова,
К.А.Коровина, В.В.Кандинского, П.Н.Филонова,
Н.К.Рериха и других - в живописи,
«космическим» синтезам звука и цвета, музыки и действа в произведениях
А.Скрябина, поиском синтетического отображения «жизни и искусства» А-А.Блока, А.Белого,
К.Д.Бальмонта, Ф.Сологуба, Б.Пастернака, А.Ахматовой, В. Хлебникова
и других - в поэзии.
Идея
художественного синтеза становится символом миропонимания, символом эволюции
человека и космоса в искусстве русского модерна. «Синтез модерна можно назвать
синтезом синтезов, так как в основе его лежит идея соучастия,
содействия высшему Синтезу».' Он сфокусирован
на проблемах
' Володина Т.И. Модерн:
проблемы синтеза искусств//Худ.модели мироздания.
Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. -М.,1997.-Кн.1.-С.263.
своего
времени и стал для миросозерцания эпохи
«серебряного века» органической цельностью человека и Космоса.
Своего
наивысшего развития, синтез модерна достиг в художественно-творческой деятельности объединения "Мир
искусства". С.П.Дягилев, А.Н.Бенуа выдвинули
на первый план идею синтетического представления, его художественные и
эстетические принципы, которые пронизаны единым духом, единой цветовой гаммой,
единым настроением.
Синтез
цвета, звука, танца, театральности, слова способствовал созданию и вызвал к
жизни "Русские сезоны" оперы и балета Сергея Дягилева, которые стали
высшим достижением "синтетического
театра" в русском искусстве "серебряного века".
Третий раздел работы -
"Творчество С.П.Дягилева и идеи русского космизма"
посвящен изучению воплощения идей русского космизма в искусстве балетного
театра; анализу творчества С.П.Дягилева, человека, мыслившего категориями
культуры в целом, синтезирующего в своем творчестве мысль и образ, философию и
искусство, эстетическую теорию и практику.
С.П.Дягилев
был "сгустком эпохи...Он был существом и обобщением своего времени. Он
вобрал в себя и представил своим современникам средоточие художественных
ценностей, как бы отраженных в призме."
Одна
из важнейших сторон деятельности С.П.Дягилева, которая объясняет причины его
точного попадания в историческую эпоху -
это возращение к истокам культуры, стремление понять и изобразить средствами
искусства ее национальную окраску, связать в одном произведении
"начало" и "конец" искусства, приблизить его современному
зрителю. Он переключает внимание единомышленников на новое дело, связанное с
практическим воплощением основополагающей концепции
русского космизма, захватывающей идеи синтеза искусств.
' Карсавина Т.П. Почему русский балет не смог
пережить Дягилева// Сергей Дягилев и русское
искусство/ Сост. и авт. вст. ст. и комп. И.С.Зильберштейн, В.А.Самков. -М.,
1982.-Т. 2. -С. 304.
Возрождение
интереса к балету воспринималось как движение к синтетическому искусству. Балет
явился одним "из самых последовательных и цельных выражений идеи gesamtkunstwerk'a, и именно за эту идею наше
поколение готово было положить душу свою...".'
В этом по-настоящему обрел себя Дягилев. Здесь раскрылась его личность, так
много сделавшая для русской культуры. С его именем фактически связано рождение
современного балета, который из пышного зрелища превратился в искусство,
способное выразить философскую драму и шарж. В его основе лежала
живописно-пластическая выразительность, соответствующая изречению "Танец - это движущая живопись." (Т.Готье).
Понимание
Дягилевым идеи танца как универсалии «серебряного века» позволило ему по-новому
взглянуть на феномен русского балета. Его сущность, новизну и тайну он видел в
том, что "мы отреклись от идеи во имя стихии. Мы хотели найти такое
искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти
выражались бы помимо слов и понятий, не рассудочно, а стихийно, бесспорно."^ В балетном искусстве Дягилев определял иное
начало "космической темы"- космос Души. В
этом было его желание через приемы хореографического искусства тронуть струны,
звучащие во внутреннем человеческом оркестре, отразить невидимые переживания,
сомнения, страдания.
Балет - это совершенная абстракция духа, выраженная
в самоценности и вечности Красоты, в гармонии
пластических линий и форм человеческого тела. С.П.Дягилев, избрав балет
проводником новых идей в искусстве, видел в нем синтез современной музыки,
хореографии и живописи. Искусство балетного театра во все времена поворачивало
проблему синтетического искусства в русло организации "жизни будущего",
в то же время соприкасаясь концепциями русского космизма. Об этом
свидетельствуют постановки на музыку
' Бенуа А.П. Мои воспоминания: В
2т.- М., 1980. -Т. 2.-
С. 540. ^Сергей
Дягилев и русское искусство. -М., 1982. -Т. 1.-С. 214.
Вебера "Видение розы", Сен-Санса "Лебедь", А.Бородина
"Половецкие пляски", И.Стравинского "Жар-птица",
"Весна священная".
С.П.Дягилев
выводит балет из элитарной изолированности и представляет Западу как эмблему
русской культуры. Тем самым был обозначен новый период интенсивного влияния
русского искусства на мировую хореографию XX
века и мировую культуру в целом. "Русские сезоны" и "Русский
балет" Сергея Дягилева с их синтезом искусств продемонстрировали новые
возможности балетного театра в отечественной и мировой культуре, объединяя вождей
новейших течений в живописи, музыке, театре, философской и культурологической
мысли. Это стало важным шагом в формировании новых, свойственных наступившему
веку, ценностных представлений в теории и практике русского космизма.
В Заключении обобщаются основные результаты диссертационного
исследования и предлагаются выводы по избранной проблеме.
Список публикаций по теме работы.
1. Русский космизм как
явление мировой культуры: Тез. докл.//Информационное общество: культурологические аспекты и
проблемы: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 17-19
сентября 1997 г. -Краснодар,
1997.-С.51-54.
2. Роль хореографического наследия в подготовке
творческих кадров Кубани: Тез. докл.//Проблемы и пути развития народного художественного
творчества Кубани: Кр. науч.-практ. конф., Краснодар, 9-10
декабря 1997 г. -Краснодар,1998.-С.100-102.
3. Русское искусство и космизм: Тез.докл.//Развитие
социально-культурной сферы Кубани: Сб. тез. докл. IV Краевой науч.-практ. конф.
молодых ученых. -Анапа,1998. -С. 19-20.
4. Хореография: Глава 1//0вечкина И.С., Князьков Г.Г., Священко
В.Н. Система регионального непрерывного
художественно-эстетического образования. -Краснодар, 1997.-C.3-39.
5. Русский космизм и искусство//Вестник
Краснодарского научного центра Адыгейской (
Черкесской ) Международной Академии наук.
-Краснодар, 1998. -Вып. 1.-С.66-68
6. Культурное наследие С.П.Дягилева: Тез.докл.// Региональные
аспекты информационно-культурологической деятельности: Междунар.
науч. конф. Краснодар - Новороссийск, 16-18 сентября 1998 г. -Краснодар,1998.-С.132-133.
Общий объем публикаций по теме диссертации - 3,0 п.л.